«Эпидемия ВИЧ отличается расовым разнообразием, и люди с другим цветом кожи или другой расы крайне редко находят достаточно подходящего, неродственного взрослого донора», – Ивонн Брайсон, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
В США женщина с раком крови и ВИЧ, получившая в 2017 году лечение в виде пересадки стволовых клеток из пуповинной крови, вылечилась от двух болезней. Ей пересаживали клетки с мутацией CCR5-delta32/32. Клетки из пуповинной крови, имеющие устойчивость к ВИЧ, смешивали с кровью одного из родственников.
Это было нужно для увеличения шансов того, что они смогут прижиться в новом организме. Тем более что пациентка была смешанной расы. Но в итоге уже больше 30 месяцев после отмены лечения против ВИЧ болезнь находится в ремиссии. Как и рак крови. Именно второй диагноз позволил женщине участвовать в экспериментальном лечении. Ценный ресурс в виде пуповинной крови используют только в крайних случаях.
Да, мутировавшие клетки можно брать у взрослых доноров. Есть люди, живущие с такой устойчивостью к ВИЧ. Но среди белой популяции их всего 1%, а в других расах еще меньше. Это создает сложности с поиском доноров для больных людей. Тем более что в сфере поиска доноров с такой мутацией хроническое недофинансирование.
* Instagram и Facebook признаны экстремистcкими организациями в России